ПОДЕЛИТЬСЯ

4 фото

Фото: Военное обозрение

Со дня рождения гениального конструктора первых в мире ракетно-космических систем и кораблей, на которых осуществлены полеты первых космонавтов и первый в мире выход человека в открытый космос, Сергея Королева прошло 110 лет. К этой дате редакция портала «Российское образование» нашла некоторые интересные факты из жизни ученого.

Сергей Королев родился 12 января 1907 года на Украине, в Житомире в семье преподавателя словесности.

После окончания школы Королев работал плотником, крыл крыши черепицей, позднее стал за станок, на производство.

Во время учебы в Киевском политехническом институте он одновременно он работал: успел побывать разносчиком газет, грузчиком, столяром и кровельщиком.

Королев вступил в планерный кружок в институте.

В 1926 году, отучившись два года в КПИ, Сергей Королев перевелся в Москву в специальную вечернюю группу по аэромеханике МВТУ (МГТУ им. Н.Э. Баумана).

В январе 1927 года в районе Горок Ленинских состоялось торжественное открытие Московской планерной школы. Сергей Королев стал курсантом.

Производственную практику Королев проходил в Центральном аэрогидродинамическом институте (ЦАГИ), в Конструкторском бюро Туполева. В это время он уже работал на авиационном заводе в Филях. Одновременно готовил дипломный проект, решив сконструировать легкомоторный двухместный самолет СК-4.

Проект самолета СК-4, рассчитанного на рекордную дальность полета, оказался оригинальным, продуманным до мелочей и проработанным на уровне зрелого специалиста. Руководителем проекта стал сам Туполев, подписав его с первого предъявления. Такого в практике студентов не случалось.

В сентябре 1929 года Сергей Королев и его коллега Сергей Люшин предъявили на VI Всесоюзные планерные состязания в Коктебеле необычный планер, примерно на 50-90 килограммов тяжелее других.

В октябре 1930 года на Всесоюзном слете планеристов Королев выступил с новым планером СК-3, названным им «Красная звезда».

В марте 1931 года Сергей Королев вернулся на работу в ЦАГИ, совмещая работу в Группе изучения реактивного движения (ГИРД). 

17 августа 1933 года на Подмосковном полигоне Нахабино была запущена в небо первая советская ракета ГИРД-09 на жидком топливе. Ракета поднялась на высоту 400 метров, продолжительность полета составила 18 секунд. Но эта удача заставила гирдовцев окончательно поверить в свои силы.

Сергей Королев и Михаил Тихонравов были удостоены высшей наградой оборонного общества — знаком «За активную оборонную работу».

Королев мечтал вплотную заняться ракетопланом, но его задуманному тогда не суждено было осуществиться.

27 июня 1938 года он был арестован и приговорен к десяти годам заключения в исправительно-трудовых лагерях на Колыме.

В Москву Королев снова попал 2 марта 1940 года, где спустя четыре месяца был судим вторично и направлен на новое место заключения — в московскую спецтюрьму НКВД ЦКБ-29.

Королев вышел на свободу в 1944 году со снятием судимости. Об этом свидетельствует выписка из Протокола заседания Президиума Верховного Совета СССР от 27 июля 1944 года. 

13 мая 1946 года было принято решение о создании в СССР отрасли по разработке и производству ракетного вооружения с жидкостными ракетными двигателями. В соответствии с этим постановлением предусматривалось объединение всех групп советских инженеров по изучению немецкого ракетного вооружения Фау-2, работавших с 1945 года в Германии, в единый научно-исследовательский институт «Нордхаузен», главным инженером-техническим руководителем которого был назначен Королев.

Параллельно он вел разработку новой баллистической ракеты Р-2 с дальностью полета 600 километров.

Министерство обороны поручило ОКБ-1 НИИ-88 разработку ракеты Н-11, и Королев блестяще решил указанную задачу, применив только что созданный для зенитной ракеты 8-тонный двигатель А.М.Исаева и впервые использовав жидкостный аккумулятор давления для подачи топлива в камеру сгорания.

Сергей Королев создал первые баллистические ракеты на стабильных компонентах топлива мобильного наземного и морского базирования и явился первопроходцем в этих новых и важных направлениях развития ракетного вооружения. 

Королев разработал более совершенную компактную двухступенчатую межконтинентальную ракету Р-9 (в качестве окислителя используется переохлажденный жидкий кислород) и сдал ее на вооружение в 1962 году.

Королев стремился к космическим полетам человека. Он начал запуски ракет на 100, потом 200 и 500 километров, чтобы изучить параметры ближнего космического пространства, солнечных и галактических излучений, магнитного поля Земли, поведения высокоразвитых животных в космических условиях.

4 октября 1957 года Королев запускает на околоземную орбиту первый в истории человечества спутник. 

За десяток лет были разработаны: системы ориентации для фотографирования обратной стороны Луны, ориентации и коррекции траекторий полета автоматических межпланетных станций «Марс», «Венера» и «Зонд». Разработаны автоматические и ручные системы управления для пилотируемых кораблей «Восток», «Восход», «Союз» и другое.

Он не раз с сожалением говорил, что возраст и здоровье не позволяют ему самому слетать в космос. Все, связанное с работой космонавтов, Королев вел непосредственно сам и контролировал самым тщательным образом.

В январе 1959 года в сторону Луны стартовала первая ракета, в том же году на поверхность Луны был доставлен вымпел с изображением герба Советского Союза и получены фотографии ее обратной стороны. 

В 1966 году, менее чем через месяц после кончины Королева, на поверхность Луны совершил мягкую посадку космический аппарат — последняя работа Королева по программе изучения Луны. Высшим достижением Королева в области изучения дальнего космоса были полеты кораблей к Марсу и Венере, доставка на поверхность Марса вымпела с гербом Советского Союза.

Спутник «Молния-1» стал примером решения сложной и нужной задачи — обеспечения радиотелеграфной, радиотелефонной и телевизионной связи на дальние расстояния, в частности Москвы с Дальним Востоком.

Но вершиной творчества Королева справедливо считаются пилотируемые полеты в космос. 12 апреля 1961 года стартовал корабль «Восток» с Юрием Гагариным на борту.

Только после его смерти было разрешено о нем говорить, писать и помнить. Тайна, за которой скрывался этот человек, напоминала нечто фантастическое.

Смерть Королева наступила 14 января 1966 года от сердечной недостаточности. 

Автор: Евгения Махалова

Источник

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ